Церковь и государство
22 ноября 2017 г.
Деньги церкви
20 АВГУСТА 2015, БОРИС КОЛЫМАГИН

ТАСС

Служение золотому тельцу — одна из главных проблем РПЦ МП. Ладно, все эти предметы роскоши — «лексусы», квартиры с нанопылью и дорогие часы: всякое бывает, здоровый эгоизм. В конце концов, светские олигархи ради удовлетворения своих амбиций поступают гораздо круче церковных, и ничего, общество не ропщет. Но вот когда из-за бабла православные менеджеры торпедируют общественное благо, то ой. «Ну, зачем тебе Исаакиевский собор? Успокойся, владыко!» «Ну, зачем тебе кусок парка на Речном вокзале? Уймись, отец благочинный!» А они тебе в ответ что-нибудь про церковную пользу — и к лакомому куску. Как кот Васька в известной басне Крылова, слушает да ест.

Социологи тем временем выдают неутешительные результаты. Так, по данным опроса ВЦИОМ, доля граждан, видящих пользу в распространении религии, снизилась вдвое за четверть века. Сегодня только треть респондентов (36%) считают, что рост религиозных убеждений пойдет на пользу обществу, тогда как в 1990 году это мнение разделяли 61% россиян.

Поклонение маммоне сегодня органично входит в дизайн религиозной ситуации. Но визуальную картинку крайне сложно перевести на язык цифр. Мы даже не можем сказать определенно, какие доходы получает самая большая религиозная организация страны. Это связано с тем, что теневой сектор церковной экономики занимает значительное место. В храмах и других церковных торговых точках нет кассовых аппаратов, не оформляются какие-либо квитанции. Аренда помещений, спонсорские деньги, всевозможные откаты по принципу «я тебе, ты мне» при организации детско-юношеских лагерей, строительстве и реставрации храмов не поддаются учету. Доходы от треб тоже составляет значительный сектор церковной экономики, вывести который из тени не удалось даже в годы хрущевских гонений.

Помнится, в 2012 году Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало на Московский патриархат в суд с требованием признать незаконной деятельность по распространению товаров на территории храма Христа Спасителя. Суд отказал в иске, а юридический отдел РПЦ разъяснил, что никакой коммерческой деятельности и в помине нет, посетители добровольно жертвуют деньги. В обмен, естественно, на милые безделушки и услуги.

Серьезные теневые деньги крутятся вокруг церкви. Особенно если дело касается таможенных пошлин, сделок с землей и недвижимостью, финансовых операций. Традиционные же церковные доходы невелики. Они складываются из тарелочно-кружечного сбора и составляют несколько процентов церковного бюджета. Сопоставим с ними и доход от продажи венчиков, крестиков, иконок.

Главной «коммерческой» статьей «традиционного дохода» являются свечи и записки, во многих храмах он составляет более 60% бюджета.

Прокремлевская газета «Известия» недавно опубликовала любопытную статистику Федеральной налоговой службы. По данным издания, доходы религиозных организаций от «совершения обрядов и церемоний», а также от «продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения» составили в 2014 году 4,15 млрд рублей. В 2013 — 4, 2 млрд рублей, то есть немножко снизились. Кризис, однако.

Интересно, что в Русской православной церкви не стали комментировать приведенную статистику. Как выяснилось, пресс-служба патриарха не располагает данными о финансовой деятельности Церкви.

В каждой епархии есть «хлебные» приходы, где священники, говоря по-простому, жируют. Кому-то из них удается при этом направить деньги Церкви на социально значимые проекты. Кто-то занимается банальным отмывом. Кто-то пытается сделать пиар.

Трудно читать без улыбки, к слову, как православные активисты Твери недавно устроили бесплатную раздачу майонеза для малоимущих. Любой тверитянин мог прийти с соответствующей справкой и получить несколько пакетиков заправки для салата. Будто мы на машине времени вернулись в «лихие 90-е», когда повсюду в епархиях занимались раздачей гуманитарной помощи (как правило, иностранной, кстати). Конечно, почему бы и не раздать, когда есть такая возможность. Но гораздо важнее консолидировать людей перед лицом реальных вызовов. А с этим-то как раз и проблема.

Ориентация на золотого тельца часто делает клириков глухими к нуждам простых прихожан. Они могут совершать знаковые жесты с той же гумпомощью, но неспособны духовно поддержать нуждающихся. Нет, не превращают богатства их в людей щедрых. Часто наоборот.

Только один пример. При въезде в Тверскую область в селе Завидове стоит замечательный храмовый комплекс. Спонсоры не только восстановили древние храмы, но и помогли о. Валерию Ильину построить шикарный особняк, библиотеку, провести газ, организовать на речке купальню. Только почему-то гоняет от этой купальни о. Валерий детей. И к газовой трубе бесплатно не дал односельчанам подключиться.

И вот какое новшество ввел в богослужение досточтимый отец. Прерывает на полуслове молитву и спрашивает у предстоящих: «Молебен заказывали?». Если заказывали, подходит с Евангелием: на, целуй. Если нет, рукой отодвинет. Оно и понятно — молебен платный. Если не платил, чего стоишь?

Рассматривая эту картину, я поневоле вспомнил «Сказку о попе и о работнике его Балде». Очень уж она актуальна в современной России. Одно непонятно: почему произведение Пушкина еще не внесли в список экстремистской литературы? Впрочем, подобные попытки делались. Не дай Бог какому-нибудь режиссеру поставить спектакль по этой сказке — заклюют. Не потому что плохо, а потому что лодку не надо раскачивать.

Это к вопросу о деньгах церкви…














  • Александр Верховский: Тема может показаться смешной... но для продвижения церковных интересов не так уж плоха. Епископ Тихон Шевкунов: Реально говорить о возвращении монархии невозможно.

  • "Комсомольская правда": Тут даже не Салтыков-Щедрин с его «тащить и не пущать». Тут пахнет горелым мясом со сковородок, на которых черти в аду жарят грешников...

  • Владимир Матов: По-моему, сказав, что фильм "Матильда" разрушит Россию, протоиерей Чаплин нашёл для Путина так себе отмазку. Даже у ватных пипл не прокатит.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Церковь о революции. Исследование медиадискурса
27 ИЮЛЯ 2017 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Оценка революции 1917 года как трагедии превалирует в церковном сообществе, однако серьезного разговора на тему, почему эта трагедия произошла, каковы уроки случившегося, не ведется — к таким выводам пришли авторы медиаисследования Аналитического центра S-t-o-l.com Алина Гарбузняк и Ольга Солодовникова, презентация которого состоялась 26 июля в Meeting Point на Охотном ряду. Для исследования были выбраны такие православные СМИ, как телеканал «Спас» (программа «Консервативный клуб»), радио «Вера», Журнал Московской патриархии и журнал «Фома», интернет-ресурсы pravmir.ru, pravoslavie.ru, radonezh.ru, православные сегменты светских СМИ: «Слово пастыря» на Первом канале, статьи в «Российской газете» и «НГ-религии» (всего 148 текстов).
Готовы «избрать царя из народа своего»?
4 ИЮЛЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В минувший понедельник один из наиболее известных священнослужителей РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин обрушился с убийственной критикой на еще не вышедший в свет, но уже знаменитый фильм Алексея Учителя «Матильда». В котором, как мы знаем, рассказывается о сложных взаимоотношениях между последним русским самодержцем и одноименной балериной. Как нынче стало модно, отец Всеволод не ограничился письменным высказыванием, а записал видеообращение — «Пред лицем Господа трепещи, земля!». Впрочем, еще до протоиерея Чаплина другой представитель РПЦ, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, инициировал сбор подписей за запрет проката фильма «Матильда».
Прямая речь
4 ИЮЛЯ 2017
Александр Верховский: Тема может показаться смешной... но для продвижения церковных интересов не так уж плоха. Епископ Тихон Шевкунов: Реально говорить о возвращении монархии невозможно.
В СМИ
4 ИЮЛЯ 2017
"Комсомольская правда": Тут даже не Салтыков-Щедрин с его «тащить и не пущать». Тут пахнет горелым мясом со сковородок, на которых черти в аду жарят грешников...
В блогах
4 ИЮЛЯ 2017
Владимир Матов: По-моему, сказав, что фильм "Матильда" разрушит Россию, протоиерей Чаплин нашёл для Путина так себе отмазку. Даже у ватных пипл не прокатит.
О слугах божиих: Иосифе, Николае и Владимире
30 ИЮНЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Протоиерей Всеволод Чаплин написал текст под названием «Божиий слуга Сталин», который сейчас висит на сайте «Эха Москвы». В нем священнослужитель РПЦ возмущается теми, кто «поднимает информационный шум вокруг Сталина», и объясняет, что «он был невольным (или вольным?) бичом Божиим против кровавых творцов революции и «красного террора», Божиим слугой, «отмстителем в наказание делающим злое». И далее Всеволод Анатольевич резюмирует сказанное: «Справедливость должна водительствовать сильной рукой». Да, и конечно же про то, что те, кто шумит против Сталина, это сплошь потомки палачей, а причина нынешней коррупции — ельцинская приватизация.
Прямая речь
30 ИЮНЯ 2017
Александр Верховский: Те, кто с удовольствием пересказывает псевдожитийные сюжеты про последнего царя, с таким же удовольствием пересказывает и байку про встречу Сталина с Матронушкой.
В СМИ
30 ИЮНЯ 2017
"Эхо Москвы": Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел благословил сбор подписей за запрет проката фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя.
В блогах
30 ИЮНЯ 2017
Алексей Егоров: Наталья Поклонская требует запретить мультфильм Карлсон вернулся, так как там тоже присутствует Матильда.
Оскорбление и глумление
30 ИЮНЯ 2017 // АНТОН ОРЕХЪ
А у меня вопрос к этим святошам: а почему бы вам не собрать подписи за запрет Юридической академии, на которой теперь табличка в честь Сталина?