Культурное наследие
23 сентября 2018 г.
Князя Владимира поставят у Кремля
9 СЕНТЯБРЯ 2015, КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВ

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее


Московская городская Дума на своем заседании в среду приняла сразу в трех чтениях постановление об установке памятника князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. Перед этим эксперты комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме одобрили перенос установки памятника князю Владимиру со смотровой площадки Воробьевых гор на Боровицкую площадь. Это решение для "Ежедневного журнала" комментирует координатор общественного движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Константин Михайлов:

Ничего, кроме разочарования, у меня это решение не вызывает. Во-первых, из уважения к такой действительно большой исторической фигуре невозможно выбирать место для его памятника по принципу случайного подбора. Боровицкая площадь для Святого Владимира абсолютно случайна, она не связана с ним никакими историческими или символическими узами. Необходимо было с самого начала позвать на помощь специалистов по истории Москвы и такой дисциплине, как сакральная топография, и спросить совета у них. Боровицкая площадь наполнена совершенно другими смыслам, это место начала Москвы, пересечения путей. В общем, совершенно другой контекст. Восприятие карты города как своеобразной «доски почёта», на которой чем ближе к Кремлю и чем дальше видно – тем лучше, это не тот подход, которым надо руководствоваться при установке монументов историческим лицам.

Во-вторых, это пространство между Пашковым домом и Кремлём, образовавшееся достаточно стихийно в результате сноса домов в 70-е гг., уже вошло в картину города и в историю нескольких поколений. Виды, которые там открываются, как на Кремль, так и на Пашков дом – открыточные. Это буферная зона вокруг объекта исторического наследия, и сейчас специалисты ЮНЕСКО изучают воздействие нового объекта на восприятие Кремля. В общем, можно было найти более подходящее для памятника место — соответствующее фигуре князя Владимира. Вариант Воробьёвых гор имел историко-географические привязки. Есть площадь рядом с Храмом Христа Спасителя, где его было бы видеть абсолютно логично – главный собор России и креститель Руси. Почему этот вариант не был принят – большая загадка. Организаторы настаивают именно на таком варианте, и остаётся только смотреть, чем это всё обернётся.

Нет единства мнений и среди экспертного сообщества, то есть людей, которых надо было спрашивать в первую очередь. Мы видели за последние недели несколько высказываний, например, со стороны экспертного совета Всероссийского общества охраны памятников, которые резко выступали против такого адреса установки монумента. Но от них просто отмахнулись. А это вряд ли поспособствует общественному примирению, инструментом чего этот памятник должен был быть.

Фото: Артем Коротаев/ТАСС












  • Алёна Солнцева: Периодически находят страшные злоупотребления. Но почему-то расследуют не Чайку с сыновьями, не Медведева, не Усманова. Тут всё чисто. Зато нашли виноватого — театр...

  • Лайф: Во время обысков в... театре и квартире режиссёра Кирилла Серебренникова в "Гоголь-центр" пришёл православный активист Дмитрий Энтео. ...Он очень рад тому, что... спецслужбы проводят проверку...

  • Andrey Plahov: То, что произошло в Москве, вызывает гнев и горечь не только само по себе, но и потому, что это это явный сигнал устрашения, наступления на свободу и культуру, которое Гоголь-центром не кончится.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Муза Клио помещена в зощенковскую коммуналку, или По ту сторону добра и зла
28 СЕНТЯБРЯ 2017 // НИКИТА КРИВОШЕИН
Вчера вечером, в солнечной всё ещё Испании, смотрел на монитор, как на рвотное... А ведь мы зарекались, окромя криминальных сериалов, российское информационное ТВ-производство не потреблять. Нарушение установленного режима развлечений было вознаграждено сполна: безликий пенсионер-ваятель Церетели (Манизер и Вучетич рядом с ним — Микеланджело и Леонардо), эта всеядная политическая проститутка, хвалился перед малым кругом последней своей поделкой — Аллеей правителей. Говорухин избитой фразой напоминал: «У нас Сталин, а во Франции не меньший диктатор Наполеон».
Побег из утопии
17 АВГУСТА 2017 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Старые книги как старое оружие. Оно может висеть на ковре ярким музейным сувениром, а может снова стать оружием. В полной мере я отношу это и к творчеству Виктора Сержа, ранее неизвестный в России роман которого недавно был опубликован издательством книжного магазина «Циолковский». Речь идет о самой последней книге Сержа, фактически его завещании, «Когда нет прощения». Очень точное, красивое и подробное послесловие к ней написал мой друг Дима Петров. Нисколько не претендуя на переосмысление и дополнение того, что уже написано Петровым, позволю себе все же сделать несколько необходимых замечаний как бы на полях его эссе. Своей задачей я ставлю показать, зачем этот роман читать (если вы его, конечно, найдете, тираж всего несколько тысяч экземпляров) и зачем читать именно сегодня.
Творец и власть. Трудности перевода
24 МАЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: “Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства”». Это цитата из «Правил жизни режиссера Кирилла Серебренникова», опубликованных журналом Esquire. 23.05.2017 власть ответила. На своем языке. В квартиру режиссера Серебренникова и в его театр «Гоголь-центр» пришли люди в масках и провели обыски. Возбуждено дело по статье «Хищение в особо крупных размерах». Суммы украденного называются разные: от 200 миллионов рублей до 35 миллионов долларов.
Прямая речь
24 МАЯ 2017
Алёна Солнцева: Периодически находят страшные злоупотребления. Но почему-то расследуют не Чайку с сыновьями, не Медведева, не Усманова. Тут всё чисто. Зато нашли виноватого — театр...
В СМИ
24 МАЯ 2017
Лайф: Во время обысков в... театре и квартире режиссёра Кирилла Серебренникова в "Гоголь-центр" пришёл православный активист Дмитрий Энтео. ...Он очень рад тому, что... спецслужбы проводят проверку...
В блогах
24 МАЯ 2017
Andrey Plahov: То, что произошло в Москве, вызывает гнев и горечь не только само по себе, но и потому, что это это явный сигнал устрашения, наступления на свободу и культуру, которое Гоголь-центром не кончится.
Как гопники в модном месте выставку закрыли
26 СЕНТЯБРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
«Мои работы выставляются по всему миру, такого раньше никогда не случалось». Так историю с закрытием своей выставки в Москве прокомментировал фотограф Джок Стерджесс, который большую часть своей творческой карьеры фотографирует обнаженную натуру. В том числе — детей. Объектом его внимания являются не профессиональные модели, а нудистские семьи, со многими из которых художник общается уже не один год. Сразу необходимо отметить, что в Центре фотографии имени братьев Люмьер, где вышеупомянутая выставка открылась в первых числах сентября, экспонировались далеко не самые откровенные работы Стерджесса.
Прямая речь
26 СЕНТЯБРЯ 2016
Алёна Солнцева: Художник, таким образом, становится совершенно несвободен, его чувства в расчёт не принимаются вовсе. И это, конечно... ненормальная неврастеническая реакция для общества.
В СМИ
26 СЕНТЯБРЯ 2016
"Ведомости": В 2016 г. времена настали другие. Сегодня организаторы и арт-сообщество готовы идти на поводу у незаконных требований «возмущенных граждан». Было уже несколько странных отмен концертов...
В блогах
26 СЕНТЯБРЯ 2016
Andrei Desnitsky: Путь к иному сознанию (чужое голое тело - не объект, секс сам по себе - не грязь и проч.) будет долгим и трудным, но его придется проходить.