Что делать?
18 октября 2019 г.
Чему учить? Кому учить? Как учить?



Пожалуй, нет другого общественного института, которым люди были бы так недовольны на протяжении всей своей истории, как школа. Много ли в мировой литературе привлекательных образов учителей? Много ли взрослых, добрым словом поминающих школу, где они учились? Кого-то из  учителей ещё помянут добром, но школу… Много ли родителей, которые довольны школой, где учатся их отпрыски?

Такое впечатление, что общество хочет от школы чего-то такого, что школа в принципе дать не способна.

Проблемы школы  сводятся к трём вопросам: чему учить, кому учить, как учить. Правда, есть ещё вопрос, на какие деньги учить, и проблема отношения школы и государства. Всё это вместе составляет туго закрученный клубок, из которого почти невозможно вытянуть отдельную нить для более детального рассмотрения. Но всё-таки попробуем.

Чему учить?

Сколько живу, помню эти тысячи раз слышанные слова: школа должна готовить своих воспитанников к будущей жизни. Им жить в другое время, в другом мире. Вот к этому школа и должна их готовить. Постойте, а мы с вами знаем, каким будет это будущее? Мы с вами могли 20 лет назад предсказать сегодняшний день? Как же можно готовить к будущему, которое неизвестно и вариативно? Этого школа не может.

А что она может? Хорошая школа способна только к одному: передать молодому поколению знания и опыт, накопленные его предшественниками. Более того, мы ещё плохо знаем, что из этого опыта окажется нужным, востребованным нашими потомками, а что никак не пригодится. Вот сто пятьдесят лет назад демократическая общественность бурно обсуждала проблему изучения в гимназиях «мёртвых» языков – латыни и древнегреческого, всем было очень жалко бедных гимназистов, которые должны были зубрить спряжения латинских глаголов. Демократическая общественность в итоге победила: «мёртвые» языки были исключены из школьной программы. А вот сегодня в Петербурге работает Классическая гимназия, где эти языки опять в программе и конкурс в которую – сто человек на место.

Молодые люди вырастут и сами разберутся, что из полученных знаний для них окажется актуальным, а что останется невостребованным. Они будут сами решать, согласны они или нет с той картиной мира, которую сформировала у них школа. Они, наверняка, от многого откажутся и многое оспорят. Но они будут знать, от чего они отказываются и что оспаривают. По-другому никак. И решать за них у нас нет никакого права.

А, может быть, мы всё-таки кое-что знаем о том будущем, которое ждёт наших потомков?  Если мы оглянемся на прожитую нами жизнь, на жизнь предшествующих поколений, то сможем со значительной степенью уверенности утверждать: мир будет становиться всё более изменчивым, эти изменения будут происходить со всё большей скоростью. Вот  к жизни в этом стремительно изменяющемся мире и надо готовить наших детей. Но это проблема не содержания образования, а его организации. Организация образования, те отношения, которые складываются в школе, школьный порядок учат не меньше, чем содержание преподаваемых предметов, а может быть и больше. Я вот совсем не помню уроков в первом классе, а то, как нас учили складывать руки на парте, вставать при появлении начальства, помню очень хорошо.

Ученик российской начальной школы проводит 4 года (огромную часть своей жизни, с 7 до 11 лет) запертый в четырёх стенах своего класса, с одной и той же учительницей, в окружении одних и тех же одноклассников. Как ему в таких условиях приготовиться к жизни в изменчивом мире?

Американская начальная школа рассчитана на 5 лет. Но каждый год ученик начинает с новой учительницей (у них там есть учителя 1 класса, 2 класса и т.д.) и с новыми товарищами. Каждый год ему приходится заново адаптироваться к новым условиям, учиться работать вместе с другими людьми, осваивать новое пространство.  А вы попробуйте пересадить нашего ученика с одного места на другое – он будет протестовать и воспримет это как наказание. Да это и будет наказанием.

Вот тут я так и представляю себе недоуменный вопрос своих коллег: «А как же тогда с формированием коллектива?»

К сожалению, современная российская школа в этом отношении не так далеко ушла от школы советской. Коллектив до сих пор остаётся одной из высших ценностей этой школы. Привычка оказалась так крепка, что многие педагоги до сих пор считают, что они учат 3б класс, или 5а, а не конкретных Петю, Колю или Наташу. Администрация школы заставляет учителей высчитывать проценты успевающих и неуспевающих, тех, кто учится без «троек» и с «тройками», и за этой цифирью пропадает конкретный ученик имя рек. Он разве что отчётность может испортить, если поставить ему то, чего он действительно заслуживает. Но ведь все эти 3б или 5а всего лишь формально бюрократическая абстракция. Единственной реальностью являются именно конкретные Коли и Пети, именно их мы учим с большим или  меньшим успехом. И их будущее в значительной степени зависит от того, насколько мы научим их самостоятельно, на свой страх и риск принимать решения, не оглядываясь по сторонам, не надеясь на плечо друга.

Давайте посмотрим на фотографии школьных помещений в развитых странах. Увидим ли мы по 35 – 40 учеников в первом классе? Часто ли мы заметим столы или парты на двух учеников? В этих классах каждый ученик с первого дня получает своё пространство, своё отдельное место, свой стол.  Иногда мне кажется, что если бы мы однажды посадили всех первоклассников России за отдельные столы, то через 12 – 15 лет мы бы получили другое общество и другую страну.

А ученические столы, которые стоят во многих классах Финляндии в свободном порядке, каждый под своим углом, а не выстроенные в три колонки, как у нас? Вот она, демонстрация принципа «каждый сам по себе», никто не встроен в коллективное целое, не является частью чего-то.

И тогда отношения «учитель – ученик» приобретают иной характер. Учитель не стоит грудью против класса, он не тот, кто вещает. От него ниточки тянутся не ко всем, а к каждому. Он для каждого старший товарищ, наставник и помощник в трудном деле познания.

А теперь сделаем эксперимент. Пригласим в класс группу старшеклассников и предложим им есть. Столов не меньше, чем детей. Может быть даже больше. Но школьники всё равно собьются в одну или несколько кучек потеснее друг к другу. Они так привыкли за годы своей учёбы в школе. Ну так потом они и голосовать будут так же. И позицию в окружающем мире будут выбирать так же. И во власти телевизора будут оказываться вместе со всеми.

В нашей школе списывание друг у друга – испокон веков сложившаяся практика. Поразительна эта настойчивость, с  какой многие наши ученики предпочитают переписывать чужие глупости и ошибки, вместо того чтобы подумать собственной головой. Это потому что другому верят больше, чем себе.

Почему не списывают в Америке? Там эта практика почти полностью отсутствует. Не только потому, что там живёт дух конкуренции: зачем же я буду давать списывать своему конкуренту? Но и потому, что там никто не считает себя глупее других.

Правда, как мы знаем, трава пробивается даже через асфальт. Недавно мне рассказали, как в одной из самых элитных школ Петербурга один семиклассник ударил другого и, объясняя свой поступок, сказал: «Он ко мне слишком близко подошёл». Конечно, драться не хорошо. Но, думается, в новом поколении будет появляться всё больше молодых людей, стоящих на страже своего личного пространства, готовых совершать свой самостоятельный выбор в любых жизненных ситуациях.

И хотелось бы, чтобы школа не тормозила этот процесс, а способствовала ему.


Фото: с сайта Terve Все о Финляндии

В феврале исполнилось 4 года с начала издания информационного бюллетеня «Настоящие новости», выпускаемого в Петербурге группой активистов оппозиционно-демократического движения. За это время вышло уже 84 номера издания.

Возникшие в начале 2015 года как способ противостояния агрессивной провластной пропаганде, «Настоящие новости» стали для многих жителей Санкт-Петербурга и Великого Новгорода источником честной и объективной информации, свободной от пропаганды и ненависти.
Издание рассчитано на политически не ангажированного читателя  (в Петербурге распространяется в будние дни на вечерних потоках, в основном у «спальных» станций метро).

Бюллетень «Настоящие новости» является непартийным и межпартийным изданием. В его распространении участвуют члены «Парнаса», «Солидарности», «Яблока», «Открытой России» и других оппозиционных организаций.
Все номера НН можно увидеть в архиве по адресу:  https://goo.gl/XvSxsO

Бюллетень издаётся исключительно на средства своих читателей и издателей. Желающие поддержать издание могут сделать это, переведя любую сумму на карту Сбербанка 2202 2009 5985 2003 или на Яндекс-кошелёк 410014250793357.












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Тормоз прогресса – наша аморальность
4 ОКТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Почему Ниал Фергюссон в своей книге «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира» среди причин мирового первенства Европы в своем развитии не назвал господствующие нравственные приоритеты ее жителей, мораль, ставшую доминирующей? Не знаю. Приведу определение: «Мораль – это нравственные ориентиры, т.е. доминирующие в обществе представления о хорошем и плохом, о добре и зле, нормы поведения, вытекающие из этих представлений». Полагаю, что культура народа и его мораль влияют на темпы развития любой страны. 
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Часть 2
25 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
ООО «Издательство АСТ» 2017. и Издательство CORPUS выпустили в продажу  прекрасную книгу «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира». Ее автор - Ниал Фергюсон. ЕЖ предлагает  вниманию читателей дайджест этой книги – цитаты важных мест произведения. Дайджест предназначен для некоммерческого использования в просветительских целях и в качестве рекламы основного произведения. (Продолжение)
Конфликт интересов власти и общества
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Прошедшие выборы в Петербурге с явкой около 30% и «победой» Беглова на «выборах» при  отстранении реальных конкурентов, с вбросами  бюллетеней  и фальсификациями протоколов  со всей остротой поставили вопрос об обострении  конфликта интересов власть имущих и простых граждан. Неучастие в выборах показало: конфликт есть, но как он осознан россиянами? Что определяет поступки людей? Их интересы, потребности. При этом наши чувства, эмоции — это маркеры удовлетворения наших потребностей. Что-то удалось — нам радостно, ожидания не оправдались  — мы печалимся.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Часть 1
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
ООО «Издательство АСТ» 2017. и Издательство CORPUS выпустили в продажу  прекрасную книгу «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира». Ее автор - Ниал Фергюсон. ЕЖ предлагает  вниманию читателей дайджест этой книги – цитаты важных мест произведения. Дайджест предназначен для некоммерческого использования в просветительских целях и в качестве рекламы основного произведения. 
А судьи кто?
10 СЕНТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Олег Дерипаска недавно всех поразил, заявив, что России нужно реформировать судебную систему. Его, оказывается,  не устраивает тот факт, что 60% судей формируется из состава  помощников судей и секретарей, которые не только неадекватно оценивают, что происходит в экономике, но и выносят неверные решения. Косность судебной системы, по его мнению, вредит инвестиционному климату в стране. Если оправдательных договоров только 2%, в том числе по экономическим преступлениям,  то необходимо вернуться к реформе судебной системы.
Выборы в России и в Эстонии
4 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕВГЕНИЙ БЕСТУЖЕВ
Институт выборов существует в любом правовом государстве, признающем источником власти народ. Право избирать и быть избранным является важнейшим фундаментальным правом гражданина такого государства. Оно закреплено в Конституции и защищено законодательством. Любое воспрепятствование реализации этого права является преступлением. Ограничение избирательного права возможно лишь в случаях, предусмотренных законом и в рамках принятой процедуры. Выборы являются главным механизмом, обеспечивающим народное представительство, которое, в свою очередь, выполняет законодательные функции, контролирует исполнительную власть и делает власть легитимной.
Демократия по-литовски
2 СЕНТЯБРЯ 2019 // МИХАИЛ САРИН
Демократия, возникшая в древних Афинах и существующая во многих странах сейчас, всегда имеет два признака – свободу собраний и честные выборы. Третий признак, который является гарантом существования демократии, это реальная политическая конкуренция. Все остальное (разделение властей, независимый суд, свободная пресса) – это фактически результат наличия демократии. Если нет перечисленных признаков, невозможно достичь результатов ни по отдельности, ни вместе. Как обстоит с этим в России, судить российскому читателю. Я же хочу рассказать, как обстоит дело в Литве.
Несостоявшиеся государства. Чем им помочь?
2 СЕНТЯБРЯ 2019 // ДМИТРИЙ ЛАНКО
Среди разнообразных предложений по ускорению модернизации в России, обсуждаемых «узким и страшно далеким от народа» кругом российских интеллектуалов, пожалуй, наиболее радикальным является так называемый «японский сценарий». Приверженцы этого сценария развития утверждают, что, поскольку противодействие модернизации заложено в российской «культурной матрице», то и ускорение модернизации возможно исключительно путем «культурного шока», включая ядерную бомбардировку страны и последующую иностранную военную оккупацию. В приведенных ниже тезисах я попытаюсь объяснить, почему этот сценарий неприемлем не только с морально-этической, но и с практической точки зрения, несмотря на то, что современная Япония демонстрирует нам множество примеров, которые могли бы быть использованы и в России.
Капитализм для всех или только для своих?
28 АВГУСТА 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В России есть множество политиков и журналистов, которые из кожи вон лезут, доказывая, что государство эффективнее рынка, а любой чиновник умнее предпринимателя. Им вторят пожилые люди, вздыхающие о временах Сталина, Брежнева, о всеобъемлющем заботливом государстве. Ни советская нищета и дефицит, ни гибель миллионов репрессированных ничему их не научили. Надежду на прогресс внушают только молодые поколения, воспринимающие мир совсем иначе и принявшие рынок как должное. Полезно дать им аргументы для спора со стариками.  
Реальное народовластие. Пример Швеции
13 АВГУСТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Известно, что в мире из двухсот с лишним стран — лишь два десятка демократических, где налицо  верховенство права, где власть имущие не могут урвать себе кусок пожирнее, а вынуждены реализовывать интересы народа, повышать его благосостояние. Я был потрясен, когда узнал, что премьер-министр Канады, лишившись своего поста, вернулся из служебной квартиры в свою двухкомнатную. Особняк он не прикупил — зарплаты не хватило. А воровать чиновникам в Канаде не дают. Для россиян это фантастика. Цель наших властей разного уровня  — обогатиться, накопить миллиарды, построить себе в Европе роскошные дворцы, оставить миллиарды детям. А соотечественники-простолюдины пусть хоть сдохнут. Их могут заменить выходцы  из Средней Азии. И на митинги они вряд ли собираться  посмеют.